В России начинаются Святки. Христианский праздник сопровождается древними языческими обычаями, уничтожить которые у церкви не получается веками. Так что и на этот раз молодые люди пойдут колядовать.
Одним из самых любимых праздников молодежи на Руси были зимние Святки, которые по старому стилю длились с 24 декабря по 6 января. Они охватывали и Рождество, и Новый год. В этот период молодежь и дети ходили по дворам или по домам колядовать. Сегодня эти 12 праздничных дней выпадают на период с 7 по 19 января (то есть уже не захватывают Новый год), а традиция колядования осталась разве что в отдельных деревнях России, Украины, Белоруссии.
Терминология
Слово «коляда» происходит от латинского calendae (kalendae): у древних римлян «календы» обозначали первый день месяца. На церковно славянском языке слово «колада» уже поменяло свое значение и превратилось в «Новый год». Позднее от него произошла и «коляда». В славянских языках этот термин чаще всего обозначает обрядовые песни, которые исполнялись во время колядования, либо сам процесс обхода соседей, которым колядовавшие пели песни, за что и получали определенное вознаграждение.
Щедрые хозяева обычно раздавали колядовавшим деньги или угощения — хлеб или какую-то другую выпечку. Отсюда пошли названия вроде «каледник» (на курском диалекте) — круглые ржаные булочки для скота, «коладек» (на македонском языке) — хлеб из кукурузной муки, который ставился на стол в Сочельник и оставался там вплоть до Крещения.
Участники обряда
В колядовании принимали участие все жители деревни. Однако они делились на две группы. С одной стороны — молодежь: девушки на выданье и парни-женихи, которые обходили все дома («гости»). С другой — семейные пары, принимавшие и угощавшие колядовщиков («хозяева»).
Колядование — это коллективный обряд. Из толпы колядовавших выделялся мехоноша, или мехоноска, — парень или девушка, которые несли мешок со всеми дарами щедрых хозяев. Часто именно эти молодые люди были и заводилами, они предводительствовали в толпе колядовавших. У предводителя иногда был «колядный посох», например палка с колокольчиками. Остальные участники пели, играли на музыкальных инструментах и плясали.
Подготовка к святочным колядкам
Готовиться к веселым Святкам начинали заранее: разучивали песни, готовили костюмы, договаривались с музыкантами и танцорами. Иногда девушкам и парням приходилось выучивать до 80 текстов, так как они должны были «околядовать» каждого члена семьи. Считалось позором, если певцы сбивались, путали слова или не могли подобрать нужную к настоящему моменту песню.
Обычно колядовавшие ходили по домам три раза за праздники: в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Однако в разных местностях этот обряд мог происходить и в любые другие дни Святок. Чаще всего обходы начинались вечером или даже ночью. Например, южные славяне считали, что колядовать надо именно ночью, потому что в это время по улицам бегают вампиры, караконджулы (водяные демоны) и другие духи, которых можно отогнать песнями. С утра же по домам обычно ходили детские группы.
Ряженье
Перед началом колядования ватага молодежи должна была, прежде всего, преобразиться. Роль «гостей», обходивших дома, — это роль предков, которые посещают с «инспекцией» этот мир и требуют для себя жертвы — даров от жителей деревни или города. Молодежь собиралась в каком-нибудь амбаре. Там они надевали на себя какие-нибудь лохмотья, выворачивали мехом наружу кожухи, обкручивали руки и ноги соломой, переодевались в одежду противоположного пола, надевали обычную одежду задом наперед и так далее. Лица колядовавшие закрывали масками, низко надвинутыми шапками и платками. Иногда могли приделывать бороды, усы, вымазывать лица сажей, дегтем, свеклой, белилами или обсыпать мукой.
Но менялся не только их внешний облик. Они начинали ходить не так, как обычно: подпрыгивать, пританцовывать, крутиться, хромать. Меняли голос — иногда в этом им могли помогать какие-либо свистульки, пищики, дудочки и другие музыкальные инструменты. Да и вели они себя иначе: бесновались, не выказывали обычного почтения к старшим и т. д.
Когда собиралось несколько групп колядовавших, то они распределяли между собой отдельные участки деревни или города. В противном случае, если позднее такие группы встречались на улице, то дело могло дойти даже до драки.
Обычно колядовавших подходили к околице, пересекали невидимую границу и как бы попадали из иного мира в этот мир, к живым людям. Появление «предков» было шумным, заметным. В некоторых местностях колядовавшие в дом не заходили — колядовали около окна на улице. Но чаще все-таки вваливались веселой толпой в дом, пересекали еще один порог, еще одну невидимую границу.
Обряд колядования
Николай Гоголь
Фрагменты из повести «Ночь перед Рождеством»
Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.
Исполнение песни-коляды — это определенное магическое действие, поэтому оно происходило по «сценарию», который в каждом отдельном регионе или даже населенном пункте имел свои особенности. Однако были и общие черты. Прежде всего, колядовавшие окликали с улицы хозяев, спрашивали разрешения по колядовать, узнавали, не спят ли в доме, готовы ли угостить.
Затем начинали петь (реже произносить) коляду. Сакральная часть текста — заклинание — обычно ограничивалась в начале и конце какой-то словесной бессмыслицей, некими «замками». Например, «коляда-моляда» или «да виноградиё, да красно-зеленоё». После этого колядовавшие славословили хозяев. Обязательно перечисляли в определенном порядке всех домочадцев, иногда упоминали и скотину, и даже предметы утвари. Например:
Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю
Гулять на просторе!
Забежала во двор
К Иван Иванычу,
К тетушке Прасковье.
Иванов-то двор
Виноградьем оброс
У Ивана-сударя
Высок терем,
У Прасковьюшки на дворе
Полным-полно.
Колядовавшие желали хозяевам благополучия, здоровья, хорошего урожая и приплода скотины. Но чтобы все эти пожелания сбылись, те должны были принести определенную жертву, сделать колядовавшим-предкам подарок. Иначе их могли ждать только несчастья. Начиналась вторая часть коляды (с угрозой и проклятьями не щедрым хозяевам):
Коляда, моляда,
Уродилась Коляда!
Кто даст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки.
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога.
Кто не даст хлеба —
Уведем деда.
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны.
Обычно хозяева щедро одаривали колядовавших съестными продуктами (выпечкой, салом, колбасой, орехами, фруктами), реже мелкими деньгами и мотками пряжи. В тех случаях, когда девушкам и парням казалось, что хозяин поскупился, они могли и на самом деле выполнить какую-то угрозу: раскидать поленницу с дворами, облить дверь дома водой, чтобы она примерзла, или полить водой крыльцо.
После того как колядовавшие обходили все дома, они с криками и гиканьем вновь уходили за околицу, как бы покидали этот мир. Там мехоноша делил всю добычу поровну между участниками действия. Потом молодежь либо расходилась с подарками по домам, либо собиралась в посиделочной избе, где устраивала пирушку и съедала все собранные по соседям угощения.
С XV века церковь пыталась запретить эти языческие обычаи. Она хотела ввести другую традицию: по домам чинно ходили священнослужители, пели церковные песни, но и от даров тоже не отказывались. Однако, судя по результатам этнографических экспедиций, языческие колядки все же пережили все запреты и в той или иной форме существуют по сей день.